Коронавирусное нашествие уже существенно сказывается на мировой экономике и логистике. В нынешних условиях все становится сложнее всему миру.
Что происходит? Контроль в морских портах Украины усилен. Чтобы минимизировать контакты, в портах оборудуют все пешеходные проходные и окна обслуживания посетителей бюро пропусков переговорными устройствами для общения с работниками и посетителями. С конца марта членам экипажей иностранных судов, у которых нет украинского гражданства, запрещено покидать пределы пункта пропуска. Санитарно-карантинный отдел Минздрава обследует членов экипажей после постановки судна к причалу в акватории.
За рубежом есть проблемы смены экипажей на судах: тысячи моряков не могут вернуться домой или попасть на борт судна из-за того, что многие страны ввели ограничительные меры. Из-за угрозы распространения коронавируса правительство Японии запретило въезд в страну филиппинским и китайским морякам. Крупнейшая судоходная линия мира Maersk Line до 14 апреля сама отменила ротацию экипажей на борту своих контейнеровозов.
Судовые регистры переходят на дистанционную проверку судов-подфлажников. Так, команда Либерийского судового регистра установила связь с экипажем судна под флагом Либерии с помощью видеосвязи и проверила документы, выяснила общее состояние судна, оборудования и т.д.
Деловая активность снизилась. И пандемия привела к отмене более чем 200 рейсов контейнеровозов, убытки контейнерных линий могут по результатам года исчисляться миллиардами долларов, но пока их трудно подсчитать – недостаточно информации. По подсчетам аналитиков, падение на 30% объемов контейнерной переработки в одном только Китае означает сокращение глобальной переработки на 9% – Поднебесная дает 30% мирового объема. Впрочем, если в январе-феврале 2020 года экономическая активность в КНР резко упала: уменьшились объемы строительства и промышленного производства, упали розничные продажи… Но сейчас происходит восстановление.
Также из позитива: украинские порты продолжают работать в штатном режиме, принимая вагоны и автотранспорт. Экспорт зерна продолжается, есть спрос на украинскую пшеницу, и ее стоимость выросла. Сотрудники элеваторов, частных и государственных терминалов обеспечены индивидуальными средствами защиты, тех же сотрудников, которые могут выполнять работу удаленно, работают из дома.
И карантин, и начавшийся мировой финансово-экономический кризис не вечны. Чего же ждать в более отдаленной перспективе?
Кажется, еще только вчера шли споры о том, как быстро окупятся автоматизированные морские порты, в которых участие человека сведено до минимума. Автоматизированные контейнерные терминалы появлялись в мире один за другим, инвестиции составляли миллиарды долларов. Однако экономический эффект автоматизации был не таким, какого многие ждали. По подсчетам специалистов McKinsey, эксплуатационные расходы на автоматизированном терминале должны были быть на 25% ниже обычных, производительность вырасти на 30%, а операционные расходы снизиться на 10%. Но при этом производительность в реальности падала по крайней мере на 15%, а операционные расходы снижались только на 15-35%.
Но вот ограничения, которые вызвала нынешняя вспышка вируса, показали преимущества таких портов, ведь беспилотная техника и краны без человека за пультом управления смогут работать и в случае ограничений, если вдруг человечество загонит по домам новый вирус. Даже если в этот раз портовая отрасль все равно работала, докеры и другие выходили на рабочие места, приняв соответствующие меры предосторожности, общая обстановка и опасения, что на терминале может быть обнаружен вирус, указали на большую надежность безразличных к этому машин.
То же самое касается и беспилотных судов. От прототипов мир переходит к использованию пока если не полностью автоматических, то хотя бы полуавматических судов, где контроль человека минимален. Это не будет носить массовый характер, но процесс идет. Экипаж заменяют компьютерами, которые должны с помощью видеокамер и датчиклв мониторить и анализировать ситуацию на судне и за его пределами. Разработчики убеждают судовладельцев, что даже во время постройки судна экономятся срества – не нужно тратиться на установку и дальнейшее обслуживание водоснабжения, канализации, кондиционеров, которые необходимы для работы экипажа. Суда станут легче, смогут брать на борт больше грузов. Не говоря уже на существенной экономии на экипаже.
Постепенно роботы и техника все больше войдут в нашу отрасль. Европейские компании уже начали делать при помощи дронов инвентаризацию на складах. Персоналу уже не нужно заниматься этой монотонной работой и взбираться к верхним стеллажам: дрон со специальным программным обеспечением все делает сам, сканируя штрих-коды.
Все это будет развиваться, но пока нам остается продолжать работу в сложных условиях и ждать, когда этот период закончится и начнется восстановление.
Александр КаминскийНачальник отдела агентированияООО «Ника Транс Логистика», г. Николаев