Министерство инфраструктуры обнародовало для обсуждения проект методики расчета размеров ставок портовых сборов и ждет замечаний и предложений от бизнеса. «Мы ожидаем конструктивный диалог, который позволит принять приемлемые для участников рынка и государства решения» — заявил Министр инфраструктуры Владислав Криклий.
Вероятно, что МИУ инициировало обсуждение с тем, чтобы успеть в сроки, которые были поставлены осенью 2019 года Президентом Украины Владимиром Зеленским. Тогда он поручил правительству до 30 апреля 2020 года оптимизировать существующую систему портовых сборов. В указе №837 / 2019 «О неотложных мерах по проведению реформ и укрепления государства» от 8.11.2019 говорится, что портовые сборы, действующие в Украине, «необходимо привести к конкурентному уровню», утвердив методику расчета размеров ставок, порядок их взимания, учета и использования полученных средств.
В условиях кризиса, когда экономика Украины испытывает сложности, снижение портовых сборов должно поспособствовать ей. Как пишет сайт ЦТС, падение спроса на железную руду со стороны металлургических заводов в Украине и ЕС оставляет украинским железорудным предприятиям выбор либо отгрузить высвободившиеся объемы в Китай, либо снижать производство. И уменьшение расходов на логистику позволит отечественным экспортерам конкурировать на мировом рынке. А участники аграрного рынка напоминают, что на сегодняшний день доля логистики в конечном продукте составляет около 35%, в то время как в Европейском Союзе они не превышают 14%, а в Соединенных Штатах лишь 9%. «Портовые сборы в Украине и так высокие, что сказывается на конечной стоимости товара. Чем дешевле будут логистические цепи, тем больше доходов получат сами производители», — цитирует издание президента Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачева.
Команда ООО «Ника Транс Логистика» также считает, что портовые сборы должны быть уменьшены. Мы предоставляем полный спектр услуг по агентированию судов морского и речного флота во всех портах Украины и являемся генеральным агентом в морском специализированном порту «Ника-Тера» (Николаев). В 2018-2019 годах мы предоставили услуги судового агентирования более чем 600 судам.
Напоминаем, что портовые сборы в Украине выше, чем в других портах Черноморского региона. Сегодня в украинских морских портах с судовладельцев взымают административный (за админуслуги судну), корабельный (за вход в акваторию и выход из нее), причальный (стоянка у причала), якорный (за стоянку на внутреннем рейде более 12 часов), канальный (за прохождение канала), маячный (за пользование маяком) и санитарный сборы (сбор береговыми службами мусора с судна). И все они, согласно ст. 22 Закона «О морских портах Украины», взымаются на обеспечение безопасности судоходства в портовых водах и охрану окружающей среды в водах страны. Исключение составляет только административный сбор, который должен поступать в госбюджет. Но в Украине средства, собранные АМПУ, идут в основном именно в госбюджет, а не по целевому назначению.
Мы тесно общаемся с бизнесом и знаем также, что представители бизнеса хотят, чтобы средства от сборов эффективно использовались по назначению и судовладельцы могли получать соответствующий сервис в каждом украинском порту.